Статья 14215

Название статьи

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Авторы

Мещеряков Анатолий Семенович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного  производства и материаловедения, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), metal@pnzgu.ru
Зюзина Александра Александровна, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), 6urka-jujka@mail.ru
Мещерякова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, начальник Управления международного сотрудничества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), imsgu@bk.ru
Нестеров Сергей Александрович, кандидат технических наук, доцент, кафедра технологии машиностроения, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), nesterovs@list.ru

Индекс УДК

378

Аннотация

Актуальность и цели. Повышенный интерес к проблеме развития профессионально-творческого потенциала (ПТП) студентов вузов проявляли и проявляют ученые многих научных направлений: психологи, педагоги, философы, социологи, инженеры и др. Объектом исследования выступают особенности создания развивающей среды, аккумулирующей в себе психолого-педагогические, философские и другие основания, связанные с переходом России на рыночные отношения во всех сферах человеческой деятельности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки специалистов нового поколения (бакалавров, магистров), способных к творческому развитию, продуктивному труду на основе творческого мышления. Целью работы является поиск путей развития ПТП студентов вуза в условиях обучения, ориентированного на концепцию творческого саморазвития, свободы творчества и полной реализации творческого потенциала личности.
Материалы и методы. Исследование проводилось на изучении дидактических материалов, касающихся теории творческой активности личности как основы развития ПТП студента в условиях творческой образовательной среды вуза. Осуществлялось изучение и проводился теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и другой литературы в контексте обогащения теории и практики педагогической науки.
Результаты. Дана попытка комплексного анализа современного состояния профессионально-творческих способностей студентов в психолого-педагогической и философской литературе.
Выводы. Главный фактор развития профессионально-творческого потенциала студентов вуза – это непрерывность их совместной творческой деятельности с педагогом, являющейся залогом созидания нового.

Ключевые слова

развивающая среда, творчество, творческий потенциал, инновация, инновационное мышление, личная свобода, ответственность.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций – очерков с приложениями : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Арсеньев. – М. : Академия, 2001. – 592 с.
2. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
3. Википедия – свободная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org
4. Лесков, С. Л. Живая инновация. Мышление ХХI века : пособие для старшеклассников / С. Л. Лесков. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 240 с.
5. Мясников, А. Г. Современные трансформации традиционного сознания в России: распад или обновление? / А. Г. Мясников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3 (27). – С. 43–55.
6. Мясников, А. Г. Инновационное и традиционное мышление: возможно ли согласие? / А. Г. Мясников // Открытые инновации – вклад молодежи в развитие региона : сб. материалов регионального молодежного форума (г. Пенза, 6 декабря 2013 г.) : в 2 т. – Пенза : Изд-во ПГУ,2013.–Т.2.–С.251–252.
7. Зюзина, А. А. Современные ресурсы творческой образовательной среды вуза / А. А. Зюзина, А. С. Мещеряков // Западно-Сибирский педагогический вестник : сб. науч. тр. – Новосибирск : Изд-во ЦНРС, 2014. – Вып. 1.
8. Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века : лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б. М. Бим-Бад. – 2-е изд. – М. : Изд-во УРАО, 1998. – 116 с.
9. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология : учеб. пособие / Б. М. Бим-Бад. – М. : Изд-во УРАО, 1988. – 576 с.
10. Майор, Ф. Новая страница : пер. с англ. / Ф. Майор. – М. : Прогресс, 1995.
11. Cластенин, В. А. Опыт философско-педагогической рефлексии: к 180-летию со дня рождения К. Д. Ушинского / В. А. Сластенин // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (17–19 марта 2004 г.). – М., 2004.
12. Мясищев, В. Н. Проблемы отношений человека и его место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. – 1957. – № 5. – С. 142–154.
13. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т./К.Д.Ушинский.–М.:Педагогика,1988.–Т.1.–452с.
14. Менделеев, Д. И. Народное просвещение / Д. И. Менделеев // Сочинения : в 25 т.–Л.;М.,1952.–Т.23.
15. Менделеев, Д. И. С Думою о благе российском: Избранные экономические произведения / Д. И. Менделеев ; отв. ред., авт. вступ. ст. и ком. С. В. Казанцев. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-е, 1991.
16. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. – М. : Республика, 1993. – 430 с.
17. Инновационное развитие регионального профессионального образования / под науч. ред. А. Т. Глазунова. – М. : ТО ООО ЦВТ «Ориентир», 2009. – 64 с.
18. Разработка технологии серийного производства ортезов с использованием САD/СAM-систем Delcam / А. Зюзина, А. Машков, С. Нестеров, А. Кибиткин // Сапр и графика. – 2014. – № 12.
19. Профессионально-педагогические понятия : словарь / сост.: Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк ; под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2005. – 456 с.

 

Дата создания: 06.08.2015 10:13
Дата обновления: 23.10.2015 13:29